Центр «Вместе мы сильнее» поддерживает НКО Архангельска
Единый грантооператор области с общим фондом в 60 млн рублей в прошлом году, и в 105 млн — в этом. В центре «Вместе мы сильнее», созданном чуть больше года назад по инициативе губернатора, действует унифицированная электронная заявка на грантовый конкурс с прозрачной формой оценки.
Здесь работает молодая команда — на сайте и в соцсетях вы можете узнать всех поименно. К каждому можно обратиться с вопросом и получить на него ответ. С несколькими из них мы обратились к руководителю — Александре Усачевой.
— Чем занимается центр в течение года?
— Каждый день мы ведем консультационную работу. Продолжаются незавершенные проекты прошлого конкурса. Сейчас, после подведения итогов второго конкурса, есть 45 дней для заключения договоров. Потом предстоит долгий процесс реализации грантов. Занимаемся обучением — за этот год с архангельским центром социальных технологий «Гарант» посетили все муниципальные образования области и провели там семинары. Скоро поедем делать это еще раз. Осенью планируем форум для победителей конкурсов, чтобы увидеться друг с другом и поддержать наше НКО-сообщество. Работы много.
Центр успешно прошел мониторинг со стороны Фонда президентских грантов, что говорит о честности, эффективности и прозрачности наших решений. Наша электронная платформа в этом году работала без сбоев. Еще больше внимания было уделено подготовке экспертов. Все обучение методике оценки проходило с привлечением центра «Гарант», где каждому эксперту был выдан пробный проект с эталонной оценкой, о которой они не знали. Если результаты нашего эксперта сильно различались с эталоном — проводилась работа над ошибками.
Наша задача заключалась в том, чтобы работа над каждым проектом была эталонной — то есть максимально объективной, максимально соответствующей методике оценки Фонда президентских грантов.
— Имена экспертов нельзя разглашать, и самим экспертам также нельзя никому сообщать о том, что они занимаются экспертизой проектов. Кто эти люди?
— Большая часть экспертов — федеральные. Также работали региональные эксперты, которые являются профессионалами в разных отраслях, но обязательно имеющие опыт оценки грантовых проектов.
— Сколько это человек?
— Всего было 47 экспертов. Они сами выбирают количество проектов для оценки. Заявку эксперт видит полностью, так как он должен оценить ее по всем заявленным критериям, в том числе и открытость — какой у нее сайт, активные ли социальные сети… Я могу поделиться лайфхаком — чтобы получить максимальное количество баллов, просто почитайте методические рекомендации по оценке заявок, так вы лучше поймете, что от вас ждет эксперт.
— Экспертное заключение выдается грантополучателю?
— В личном кабинете на нашем сайте можно посмотреть все баллы по каждому критерию и понять, какую часть гранта нужно подтянуть. Комментария эксперта там нет, но мы даем обратную связь: представитель НКО может записаться на консультацию и на ней с отделом поддержки обсудить все ошибки и наметить план дальнейшей работы.
— Какие обычно ошибки допускают заявители?
— Главная ошибка — поздно начинают заниматься заявкой и не верят в свои силы. Часто бывают недочеты в формировании бюджета и логике проекта. Смету нужно четко обосновывать, а в логике должна прослеживаться причинно-следственная связь между проблемой и мероприятиями, которые ее решают. Избавиться от этих недочетов можно и до подачи заявки, на консультации.
— А что делать молодым НКО, у которых нет совсем ничего? Как им вести социальные сети?
— Собирать сообщество. Рассказывать о своей сфере, планах, смыслах создания, кураторах, личностях проекта, шагах, которые организация собирается предпринимать, о том, как они пишут проект. До подачи заявки НКО существует как минимум месяц, какая-то деятельность у нее все равно должна быть. А создать сайт-визитку можно на любой бесплатной платформе, если стоит финансовый вопрос.
— При разборе заявок в этом году заметили ли вы какие-то веяния в обществе, то, что людей волнует больше всего?
— В этом году главенствовала патриотика — люди поняли, что надо объединяться. Было очень много заявок о сохранении российской идентичности, традиционных ценностей и исторического культурного наследия. Что меня лично порадовало — в этом году было больше заявок о городской среде. Мы будем делать большое исследование про актуальность и социальную значимость проектов, о том, что действительно волнует наших грантополучателей. Думаю, что должно получиться интересно.
— Были ли случаи нецелевого расхода средств?
— Все организации постоянно проходят проверку нашей бухгалтерией, и при обнаружении каких-то непрозрачных механизмов мы сразу же бьем тревогу. В этом году такая организация одна, но, я думаю, мы решим этот вопрос.
— По статистике НКО обычно укладываются в дедлайны?
— Переносы могут быть из-за форс-мажоров. Например, не смогла приехать ключевая фигура форума из-за болезни. Случился потоп на стройке. Обычно все причины обоснованы, и мы всегда идем навстречу. Главное — выполнение показателей по проекту, если переносы не влияют на заявленные результаты, то нет ничего страшного в изменениях календарного плана.
— Если полученный грант приводит к личному заработку, как вы к этому относитесь? Что вы делаете с теми, кто хочет заработать на гранте?
— В России существуют меры поддержки бизнеса: МСП, государственная платформа поддержки предпринимателей, привлечение субсидий. Если честно, я не понимаю, зачем люди обманным путем идут на получение некоммерческого гранта, когда это можно делать открыто для бизнеса. Все эти схемы давно понятны и прозрачны для экспертов. А крупные гранты достаются только организациям с опытом и положительной репутацией. Если НКО продолжает вести социальную деятельность, но при этом находит ресурсы для заработка — это нормально, потому что люди делают добро, но при этом не голодают и могут выйти на самоокупаемость.
— Вы сравниваете работу «Вместе мы сильнее» с другими центрами в России?
— У нас регулярно проходят встречи, на которых мы делимся опытом и своими практиками. По уровню проведения конкурса мы занимаем четвертое место по всей стране. Первые три — те регионы, в которых единый региональный грантооператор существует уже несколько лет. Мы, к слову, работаем меньше двух.
— В этом году нет победивших проектов по противодействию коррупции и Соловкам. Центр закроет эти направления?
— У нас нет критериев эффективности по тематикам. Что волнует общество — то и поддерживается центром. Но, с другой стороны, для нас это повод задуматься, почему так? Почему эти направления не интересны? Нет проблем или люди их не видят? Но это только повод подумать — заставлять работать мы никого не будем.
— Есть проекты, которые больше всего удивили?
— Часто проекты раскрываются со временем. В прошлом году одним из проектов, который удивил лично меня, был «В чем соль?» из Котласского района. 21 архитектурная концепция вместо шести заявленных за полмиллиона рублей. Это круто. В этом году — посмотрим. 98 проектов от 83 НКО получили поддержку в этом году. Уже 30 августа они могут приступить к воплощению своих идей.
Анастасия Бондина.
Источник: https://dvina29.ru/centr-vmeste-my-silnee-podderzhivaet-nko-arhangelska/